Война – дело молодых,
Лекарство против морщин.
В. Цой.
Если, путь прорубая отцовским мечом,
Ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почём,
Значит, нужные книги ты в детстве читал
В. Высоцкий.
Вы давно читали действительно хорошую приключенческую книгу? На уровне «Трёх мушкетёров» или «Графа Монте-Кристо»? А хорошую подростковую приключенческую книгу? На уровне «15-тилетнего капитана» или «Детей капитана Гранта»? А хорошую приключенческую подростковую книгу с реалистичным взглядом на мир?.. Не было таких? Ну, или были, но большинство не вспомнит. В данном случае Санрайз даёт нам возможность «прочесть» именно такую «книгу».
С одной стороны, «Лелуш» - это явно приключения для подростков. Смотрите сами: главные герои – подростки, которые на равных состязаются (а то и сражаются) со взрослыми, ни в чем им не уступают, а чаще даже превосходят. Причём без ссылок на надуманные обоснования, например, те, что были в «Еве», где только подростки могли пилотировать мехи. Здесь все равны (относительно, конечно) в возможностях. И подростки оказываются лучше.
С другой стороны, реалистичный подход. Попытка поделить персонажей этого аниме в две колонки: «плохие» и «хорошие» терпит немедленный крах. Здесь нет ни плохих, ни хороших, есть просто личности, которые принимают те или иные решения, вследствие определенных обстоятельств, фактов, идей, убеждений и т. д.
Позвольте, однако, ввести вас в курс дела и изложить завязку сюжета. Священная Британская Империя, жупел мира (не слишком далеко отошедшего от нашего по уровню научно-технического прогресса) занимает одну треть суши. Большей частью территории Империи являются колониями,которые именуются «Зонами»: «Зона 1», «Зона 2» и т.д. Последней в этот мрачный список попала Япония (за 7 лет до происходящих событий); с тех пор она носит название «Зона 11», а японцы теперь простые «одиннадцатые». Естественно, во главе империи стоит император,а колониальная политика империи не отличается ни особым гуманизмом, ни слишком большой разумностью.
Теперь, когда вы представляете себе, с чего всё началось и в каком направлении будет двигаться, я позволю себе поговорить о штампах. Как мы видим, прелюдия представляет собой ярко выраженный штамп. И, надо заметить, в сюжете и в разработке персонажей то там, то тут присутствуют штампы, причем некоторые из них столь известные, что это уже не штампы, а классические типажи. Но, с другой стороны, есть нюанс: это не анимешные штампы, скорее – книжные. Анимешных штампов будет очень мало. Как фактически не будет флешбеков (да, имеются две серии рекапов, но хотите – смотрите их, хотите – нет). Структура каждой серии представляет собой, на мой взгляд, туго закрученную спираль. Действий, персонажей, ситуаций – всего много и, как ни странно, не хватает, постоянно хочется видеть ещё и ещё. И нет фрагментов, которые являлись бы чистой «водой».
Также новым является то, что главный герой повествования:
а) отнюдь не добрый;
б) предпочитает решать проблемы умом, а не силой;
в) способен на жёсткие решения;
г) дуалистичен: с одной стороны, он идеалист, однако, в то же время, рационально приминает решения.
И здесь мы переходим к третьей составляющей: к конфликтам. Конфликт отцов и детей. Конфликт идеалиста и реального мира. Конфликт двух идеалистов. И, конечно, конфликт цели и методов. Всё это нашло своё отражение в сериале, и так или иначе показано. Конечно, судить о развитии того или иного конфликта с определенностью доступно только авторам, но, на мой взгляд, развитие идёт вполне логично. Естественно, логично в рамках мира, в котором происходит действие. И в этих рамках очень приятно смотрится разумное, действительно осмысленное поведение персонажей.
Теперь о графике и музыке. Как бы ни было хорошо аниме, если оно нарисовано плохо, у него вряд ли будет много поклонников (впрочем, в обратном случае тоже). Данный конкретный экземпляр не может похвастаться чем-либо экстраординарным, графика хороша, сочна и… безусловно узнаваема. Каждый, кто более полугода интересуется аниме, уверен, слышал сочетания четырех волшебных букв - «CLAMP», а, раз слышал, значит, смотрел хоть одно из аниме, в создании которого принимала участие эта студия, и, стало быть, «на раз» может заметить их более чем узнаваемый стиль. Вот именно он, стиль CLAMP, здесь и представлен. Если вам он нравится, вам остается радоваться, ну, а, в обратном случае… скажем так, я не думаю, что единственно из-за стиля стоит бросать смотреть такое аниме!
Не менее важной частью для восприятия, заставляющей зрителя то вжиматься в стул от ужаса, то ликовать, то сочувствовать персонажам, является музыкальное сопровождение. К сожалению, на мой взгляд, мы не услышим ничего выдающегося: музыка сделана добротно, но не более того. Лишь немногие фанаты будут слушать OSTы, в отличие, например, от композиций Юки Кадзиура... Да, музыка здесь может помочь более хорошо почувствовать ситуацию, но заворожить одним звучанием, привязать взгляд к происходящему на экране и выплеснуть весь эмоциональный накал – увы!
Что ж, и без этого в «Код Гиассе» есть, за чем следить. Сюжет развивается стремительно,непредсказуемо и неожиданно, при этом спасительный приём «Deus Ex Mashina» авторы применили лишь один раз. Итак, в целом это крепко сбитое, очень сюжетно уплотненное аниме, не загруженное лишним количеством псевдо-философской нудятины и опровергающее стандартные анимешные штампы.